Выдающийся писатель, основоположник детективно-приключенческого жанра в казахской литературе, участник Великой Отечественной войны Кемель Токаев был близким другом моего отца – ученого-литературоведа Муслима Базарбаева.
Они оба начинали работать в газете «Лениншіл жас», дружили семьями, вместе любили проводить досуг…
фото из архива
Из моих личных наблюдений могу сказать, что Кемель-ага был добрым, отзывчивым другом. У наших отцов был схожий менталитет, обоим свойственен альтруизм. Они больше заботились об окружающих, помогали друзьям, коллегам, переживали за людей, оказавшихся в трудной ситуации. Им были чужды собственническая психология, чувство необоснованного материального накопительства. Интересы общества и государства всегда стояли превыше всего.
Честность и справедливость, ответственность и трудолюбие – таковы основные черты наших отцов. Вот откуда, я думаю, появилась концепция «справедливого государства», выдвинутая нашим Президентом. Ведь базовые понятия, основополагающие принципы, черты характера закладываются с самого раннего детства.
В своей книге «Об отце» Касым-Жомарт Кемелевич пишет: «В студенческие годы отец сблизился с Муслимом Базарбаевым, впоследствии ставшим известным ученым-филологом, директором Института литературы и искусства Академии наук Казахской ССР и даже членом Правительства. Будучи круглым сиротой, лишившись на войне единственного брата, он полюбил Муслима не только как близкого друга, но и как ниспосланного самой судьбой младшего брата. А дружить с ним было легко и приятно, так как Муслим, помимо яркой внешности, обладал веселым нравом, был энергичным и щедрым человеком.
Их имена в свое время были своеобразными синонимами – настолько они были привязаны друг к другу. Каждый из них оставил заметный след в казахской литературе. И тот и другой остались в памяти современников как самобытные личности и как мастера своего дела, которому они посвятили свою нелегкую жизнь».
Кемель Токаев был хорошим семьянином, уважал и любил свою супругу – Турар. Наши родители часто ходили друг к другу в гости. И мы всегда с большой радостью встречали наших дорогих гостей, как родных. Взрослые интересно проводили время, всегда был слышен их смех, а мы, дети, играли в другой комнате в свои игры. Мы очень уважали и любили Кемеля-ага и тетю Турар за их доброту, внимание и отзывчивость. Они были сдержанны и благородны, спокойны по характеру, участливы в разговоре. Своим присутствием они создавали атмосферу тепла и уюта. У них было особое доброе отношение к детям, и, конечно, мы это чувствовали. Тогда не было своих и чужих детей, все мы были родные для наших родителей.
Кемель Токаев был свидетелем на свадьбе моих родителей. И здесь хотелось бы привести отрывок из книги моей мамы Байтугаевой Гульбараш Избаскановны «Мы и наши современники», в которой она пишет о том, что восьмого декабря 1998 года увидела большую статью министра иностранных дел РК Касым-Жомарта Токаева с портретом автора, и это всколыхнуло ее воспоминания.
«Касым-Жомарт рос на наших глазах вместе с нашими детьми. Отцы их со студенческих лет были неразлучными друзьями, а дети росли как родные… Мне теперь кажется, что Муслим и Кемель постоянно искали повод для общения. Я помню, как иногда они без всякого повода встречались то у нас, то у них, приводили еще своих коллег с работы и могли сидеть всю ночь до утра, а потом, не спавши, идти на работу. А мы с матерью Жомарта заботились о том, чем бы накормить и напоить этих здоровых мужчин при наших скромных тогда достатках.
Кемель-ага был не только другом Мусекена, он был знакомым и ровесником моего брата Шайдозыма. Оба они – фронтовики, ушедшие на войну 18-летними юношами…»
Особое внимание Кемель Токаев обращал на воспитание своих детей. Большие надежды возлагал на старшего сына – ныне Президента Республики Казахстан. Не раз слышала от него, что Жомарт (так звали мы Касым-Жомарта Кемелевича в детстве) будет дипломатом, выдающейся личностью. Еще с детства у Жомарта проявлялись лидерские качества, и вел он себя, как истинный дипломат, никогда не повышал голос, всегда был вежлив и обходителен.
Такие качества он сохранил в течение всей жизни. И в студенческие годы, и после, когда занимал высокие должности, он был доступен, человечен, скромен. Это свидетельствует не только о его хорошем воспитании, но и о врожденном благородстве.
На протяжении всей жизни, несмотря на материальные затруднения, Кемель-ага пополнял свою домашнюю библиотеку интересными, редкими книгами, прививая детям любовь к чтению, способствуя их духовному росту. Он трепетно относился к книгам, с детства его дети имели вкус к художественному слову, много читали и по школьной программе, и для души.
Тяга к знаниям была характерна для многих представителей интеллигенции того времени. В нашей семье также было особое отношение к книгам, и вместо мебели стены комнат украшали стеллажи книг.
Книги сыграли большую роль в формировании личности будущего Президента. Чтение книг, как пишет в своих воспоминаниях Касым-Жомарт Кемелевич, привело его к мысли связать свое будущее с международной журналистикой. В ранней юности ему хотелось стать зарубежным корреспондентом какой-либо крупной газеты. У него отличный слог, легкий и доступный стиль, которые «перешли» к нему от отца. Его труды в области международных отношений и журналистики известны широкому кругу читателей.
Пионер детективного жанра
Но вернемся к Кемелю Токаеву. После окончания университета он работал в редакции детской газеты «Қазақстан пионері», которая была очень популярна в 50-х годах, вскоре стал ее главным редактором. И в это время он начал свою литературную деятельность в качестве детского писателя.
Выход в свет каждого произведения Кемеля Токаева был событием. Как пишет Касым-Жомарт Кемелевич, отец был сдержан, никогда не позволял себе публично демонстрировать свои эмоции. Но по завершении труда над каждой книгой, которой предстояло выйти на суд читателей, все же не мог скрыть своего удовлетворения, ждал появления книг на полках магазинов. Наши семьи вместе с детьми всегда радовались общим достижениям и успехам.
В 1954 году вышла первая книга Кемеля Токаева «Звездный поход» («Жұлдызды жорық»), посвященная казахстанским пионерам. Она нам особо дорога, так как была подарена моей сестре Жаннат, которой тогда было пять лет. Из шестерых детей (четверо – Кемеля-ага и нас двое) она была старшая и уже могла оценить такой подарок.
На второй странице красивым ровным каллиграфическим почерком написано: «Базарбаева Ж. Мүсілім қызына! Қазіргі заманымыздың ақылды, парасатты адамы – Папаңыздай болып, өсіп, ержетіп, ел азаматы болуыңа ағалық тілектестікпен: Кемель, 19.11.55 ж». Невозможно без волнения читать слова уважения к нашему отцу, которые свидетельствуют о добром нраве, чистоте и искренности настоящего друга.
Эта небольшая по объему книга бережно хранится в личной библиотеке моей сестры. Она состоит из семи глав: «Қуаныш», «Жұлдызды жорық», «Нұрлы жол», «Ауыл қызы», «Аржақтан келген бала», «Күнделік», «Әруақытта өзіңмен біргемін». Это первый опыт писательской деятельности Кемеля Токаева.
У него был врожденный талант, так как нельзя «выучиться на писателя», это дар, который дается свыше. После выхода первой книги Кемель Токаев твердо решил заниматься литературой. Он оказался самостоятельным и самобытным автором, его творчество занимает особое место в казахской литературе. Никто до него не писал в детективно-приключенческом жанре. Кемель Токаев стал основоположником нового направления в отечественной литературе.
Его герои – самоотверженные, проницательные, бесстрашные люди, представители одной из самых мужественных профессий – работники советской милиции и органов государственной безопасности, посвятившие свою жизнь служению народу, борющиеся против нарушителей закона. Мастерски передается характер персонажей – со всеми их достоинствами и пороками, не менее реалистично даны образы преступников.
В своих воспоминаниях Касым-Жомарт Кемелевич отмечает, что отец относился к писательскому труду ответственно и честно. Перед написанием очередного приключенческого романа тщательно изучал представленный ему материал из архивов Министерства внутренних дел, скрупулезно исследовал уголовные дела, подлинные документы. Тем и были интересны его произведения читателям. «В силу природной скромности и порядочности он воздерживался от самовосхваления и популяризации своих книг. Он считал, что это неприлично и не красит писателя, оценку его творчеству должны давать читатели, а не сам он».
Кемель Токаев написал десятки книг, среди которых «Тасқын» («Поток»), «Соңғы соққы» («Последний удар»), «Солдат соғысқа кетті» («Солдат ушел на войну»), «Ұясынан безген құс» («Выпорхнувшая из гнезда птица)», «Көмескі із» («Таинственный след»), «Таңбалы алтын» («Меченое золото»), «Түнде атылған оқ» («Ночной выстрел»), «Сарғабанда болған оқиға» («Происшествие в Саргабане»). Его произведения увлекательны и полны глубокой мысли. Реальные сюжеты из криминальной жизни держат в напряжении, стремительное развитие действия заставляет сопереживать героям, читатели словно попадают в самую гущу событий. Чтобы так увязать реальные факты с художественным вымыслом, надо обладать подлинным талантом и высочайшим мастерством.
Так, в романе «Последний удар», созданном на документальной основе, рассказывается о подвиге чекистов Семиречья. Действие разворачивается в городах Верном и Джаркенте в 20-х годах ХХ века. Опираясь на помощь тех, кто поверил в справедливость новой жизни, чекисты пресекают бандитские происки, защищают народ, наносят решающий удар по ставке атамана Дутова, которому не удалось спастись от справедливого возмездия. В произведении упоминаются такие известные исторические личности, как Джандосов, Шагабутдинов, поэтому роман вполне можно назвать и историческим.
Художественная фантазия автора основывается на подлинных оперативных сообщениях. Не остается без внимания и образ жизни людей того времени, их помыслы, чаяния, поступки. Нельзя не отметить сюжетно-композиционное единство произведения, мастерство художественного слова, разнообразие «полифонических» диалогов, которые достоверно передают политическую и социальную обстановку послереволюционного периода. Все это делает роман захватывающе интересным.
В повестях «Особое поручение» и «Таинственный след» описывается героическая борьба наших воинов, рассказывается о мужестве советских людей в тылу, о партизанском движении на оккупированной территории, о трудной, полной опасностей работе разведчиков, об их находчивости и воле, о том, как они обезвредили вражеских агентов, заброшенных на нашу землю.
Как участник войны, Кемель Токаев доподлинно знал все нюансы фронтовой жизни. Особенно пронзительно раскрыта тема в романе «Солдат ушел на войну».
Два с половиной года пробыв на войне, он видел все ужасы военного времени, испытал на себе бомбовые удары противника, пулеметные очереди, выпускаемые вражескими самолетами… Был тяжело ранен. Касым-Жомарт Кемелевич пишет, что «отец с большим интересом смотрел фильмы о войне, читал о ней художественные произведения. Далеко не все ему нравилось. Он считал, что некоторые рассказы о войне грешат против истины, не доносят правду об огромной человеческой трагедии, участником которой ему довелось быть в юном возрасте».
За мужество и отвагу Кемель Токаев награжден двумя орденами «Отечественной войны», медалями «За отвагу», отмечен другими наградами.
Дисциплина и трудолюбие
Благодаря дисциплине и трудолюбию Кемель Токаев успешно совмещал творческую деятельность с государственной службой. Читая воспоминания Касым-Жомарта Кемелевича об отце, мы видим портрет бескорыстного труженика, смелого, принципиального человека, посвятившего жизнь служению народу.
«Возвращаясь после работы вечером, он после ужина и просмотра телевизионных новостей, как правило, засыпал, но уже в три часа ночи был на ногах. Умывался, пил чай и садился за работу. До самого утра он читал, писал от руки или же печатал на машинке. А утром неизменно был готов пойти на службу. Причем всегда выглядел опрятным и подтянутым, его невозможно было представить идущим на работу в мятом костюме или несвежей рубашке.
Отец работал по ночам, склоненный под скудным светом настольной лампы над листами бумаги. В левой руке он держал дымящуюся папиросу, а правой выводил своим каллиграфическим почерком одно слово за другим. Затем он о чем-то задумывался, закуривал новую папиросу и, макая ручку в большую чернильницу, продолжал писать».
Кемель Токаев всегда был вежлив и скромен, тверд и честен в своих поступках, говорил только правду, даже если она кому-то не нравилась. Касым-Жомарт Кемелевич отмечал, что отец прекрасно понимал, как отсутствие обходительности и гибкости мешает его карьерному росту, но отходить от своих принципов не собирался и говорил, что «имеет моральное право быть прямолинейным, потому что в раннем детстве остался без отца и матери, воспитывался в детском доме, не раз глядел смерти в глаза во время войны».
К сожалению, Кемелю Токаеву судьбой была отмерена недолгая жизнь. Он скончался 10 ноября 1986 года – в 63 года, в возрасте пророка Мухаммеда. «Каждый раз, вспоминая об этой невосполнимой утрате для нашей семьи, пытаюсь понять: почему ему, прошедшему через все тяготы сиротского детства, кровавые ужасы Великой Отечественной войны, не посчастливилось пожить немного дольше, увидеть и стать свидетелем такого незабываемого исторического события, как обретение Казахстаном суверенитета и независимости», – написал в книге «Слово об отце» Касым-Жомарт Токаев.
Здесь хотелось бы отметить, что мой отец Муслим Базарбаев тоже прожил весьма недолгую жизнь – 68 лет. Кемель Токаев был старше отца на четыре года… То поколение, сформировавшееся в тяжелые довоенные и военные годы, с детства познало, что такое тяжелый физический труд, большая ответственность. Пройдя через многие испытания, они закалились, воспитав в себе выдержку, трудолюбие, поняли, что такое милосердие, любовь к жизни.
Кемель Токаев ушел на фронт совсем молодым человеком. Сполна ощутил все тяготы войны. Был тяжело ранен. Потеряв на войне своего единственного старшего брата, Кемель Токаев никогда не забывал о нем, скучал по нему. Это отразилось и в его творчестве – в мировоззрении и характере отдельных персонажей. «Глубокая печаль, которая гнездилась в отцовском сердце, не покидала его до самой смерти», – пишет Касым-Жомарт Токаев.
Перечитывая «Слово об отце», невозможно не заметить, что сам автор книги также тоскует по отцу: «Ему не удалось лицезреть многого, хотя он прожил жизнь трудную и богатую событиями. Он мог лишь мечтать о том, как мы, его дети, прочно встанем на ноги, обретем уважение в обществе, вырастим своих детей, дадим им образование. Но он ушел в мир иной, оставив нам добрую память о себе, свои светлые мечты и напутствия».
Правдиво и искренне
Весь жизненный путь Кемеля Токаева – это яркий пример мужества и целеустремленности. Он сочетал в себе высокий дух и простоту в жизни и в отношении к людям, большие достижения и скромность.
Он состоялся как писатель, оставив нам солидное литературное наследие. Его книги не залеживались на полках магазинов, были и есть в домах многих и многих казахстанцев. Отметим, что творчеством Кемеля Токаева заинтересовались в Америке: библиотеки конгресса США и Иллинойского университета просили выслать им экземпляры романа «Последний удар». Заслуги писателя в становлении детективно-приключенческого жанра в литературе Казахстана и литературе тюркских народов важны и несомненны.
Сын писателя дал такую оценку литературному творчеству отца: «В большой литературе Кемель Токаев сказал свое Слово. Будучи его сыном, я очень удовлетворен тем, что его Слово было искренним, правдивым и честным. По-другому быть и не могло, потому что сам Кемель Токаев был именно таким человеком: искренним, честным и гордым. Уверен, что таким он останется в памяти многочисленных поклонников его художественного творчества и современников».
Кемель Токаев – настоящий сын своего Отечества, талантливый писатель, истинный интеллигент, уважаемый человек, отличительными чертами которого являются бесконечная преданность делу, абсолютная личная порядочность, забота о людях. Его жизнь – пример для подражания молодым. Его самобытное творчество остается объектом пристального внимания исследователей. А его книги, без сомнения, обретут новых читателей.
ЗЕЙНЕП БАЗАРБАЕВА,
АКАДЕМИК НАЦИОНАЛЬНОЙ АКАДЕМИИ НАУК РК