Кемель Токаев внес огромный вклад в духовную сокровищницу Казахстана. О жизненном и творческом пути писателя оставлена добрая память на многие поколения. Уроженец Каратальского района, бывший ученик средней школы имени Кемеля Токаева, кандидат химических наук, научный сотрудник лаборатории углеводородов и высокомолекулярных соединений нефти, Председатель совета молодых ученых ИХН СО РАН РФ Алексей Гончаров на протяжении многих лет изучает творческое наследие писателя. Еще обучаясь в школе, он принимал участие в различных конкурсах, писал стихотворения и сочинения по произведениям Кемеля Токаева. Публикуем одну из его последних работ.
(эссе)
Кемель Токаев… Книги… Вечность… Память… Человеколюбие… Вот, пожалуй, те понятия, из которых складывается мое представление о творчестве писателя, нашего выдающегося земляка, и которые связующим звеном будут проходить через мои размышления на протяжении всего эссе.
К большой моей радости сегодня многие знают о творческой судьбе Кемеля Токаева, читают его произведения, книги выходят большим тиражом в печать, но вспоминаются времена, когда этого всего не было или, вернее, было не в таком количестве, как в нынешнее время. Я искренне рад, что достойный человек со своим многогранным талантом, наконец-то, заслуженно оценен. Как говорят в народе, «награда нашла своего героя» и в продолжение этой мысли хочется добавить: «Доброе дело никогда без награждения не остается…». Я считаю, что память о Кемеле Токаеве, о его творчестве, является лучшей наградой для него.
Я горжусь тем, что в Каратальском районе, в небольшом городке Уштобе есть школа имени Кемеля Токаева, и я учился в ней. Вот там и произошло мое первое знакомство с этим именем: с жизнью и творчеством дедушки Кемеля, так мы его по-детски, с любовью называли.
Дедушка Кемель… Он был для меня олицетворением добра, силы воли и мужества, стойкости, с которой он преодолевал все трудности, выпавшие на его долю. А их было немало на пути. С детских лет он познал голод, страдания, боль от потери самых близких ему людей. Помнится, на классном часе учительница рассказала нам о том, как трагически ушли из жизни его мама, младшая сестренка; я до сих пор не могу спокойно читать об этом эпизоде из его биографии. У меня и сейчас невольно подступает ком в горле. Пишу об этом не для того, чтобы кто-то пожалел мальчика, пустил слезу. Нет! А показать, что жизнь не сломила Кемеля Токаева, несмотря на трудное детство, которое пришлось на годы коллективизации, трагические годы войны, не менее тяжелые послевоенные годы. Он не просто выстоял, не просто смог добиться в жизни всего сам своим трудом, своим рвением, главное, он не сломался как человек. Он не стал озлобленным, черствым, эгоистичным, а сохранил в себе лучшие человеческие качества. Человек с огромным сердцем! – эти слова о нем, слова, передающие его смысл жизни. Кемель Токаев жил для людей, ради людей. Будучи писателем, общественным деятелем, он помогал молодым начинающим дарованиям, помогал тем, кто в этом нуждался. И до конца своих дней наш дедушка Кемель оставался чутким, отзывчивым, добрым Человеком. Порой, когда я слышу, как люди оправдывают свои неудачи жизненными трудностями, так хочется рассказать им о судьбе дедушки Кемеля.
Вспоминаются глаза Кемеля Токаева, смотрящие с портрета только именно на тебя, в твое детское сердечко. Помнится, заходя в школу, его взгляд с портрета, внимательный и добрый, встречал нас, учеников, познающих этот разнообразный мир. Говорят, «глаза – это зеркало души». Так вот глаза Кемеля Токаева излучали тепло, добро и простоту. Таким он мне и запомнился: простым, добрым, порядочным человеком.
И эти детские впечатления только крепнут с возрастом; все больше и глубже погружаясь в мир творчества Кемеля Токаева, я открываю для себя новые грани жизненного и творческого пути поистине замечательного человека и одаренного писателя.
Будучи студентом, я прочитал несколько воспоминаний о нем его коллег, однополчан, друзей, родственников – людей, которые были лично знакомы с ним. По этим воспоминаниям я пополнил свое представление о Кемеле Токаеве как о человеке. Так, Баккожи Мукай, известный писатель, лауреат Государственной премии Республики Казахстан, которому довелось некоторое время работать бок о бок с Кемелем Токаевым, характеризует его как человека, который отличался огромной работоспособностью, тактичностью. По словам Баккожи Мукая, «ему была присуща особая молчаливость. Он часто любил гулять в одиночестве. Кто видел его впервые, мог воспринять его поначалу несколько равнодушной или даже бездушной натурой. Он все свои тайны держал в себе. Но за внешней суровостью таилось доброе, мягкое сердце». Известный ученый-филолог Муслим Базарбаев в своих воспоминаниях пишет: «Кемель был человеком искренним, открытым, чистого, кристального сердца. Доброты необыкновенной. И необычайной скромности. Чтобы он когда-нибудь чего-нибудь, как говорят, «работая локтями», добивался для себя лично, такого не припомню».
Прочитав книгу Касым-Жомарта Токаева «Слово об отце», я понял, почему Кемель Токаев любил одиночество, возможно, он погружался в собственные размышления о жизни, о смысле жизни, о предназначении человека. Он относился к категории людей, которые жизнь соизмеряют с совестью, размышляя о вечных ценностях. Касым-Жомарт Токаев, сын великого писателя, пишет: ««Как-то, в одной из бесед со мной, он сказал, что за каждым человеком наблюдает ангел и дьявол, в каждом человеке изначально борются добро и зло. При этом важно не позволить злым силам увлечь себя, уберечься от дьявольских искусств, не встать на тропу, проложенную сатаной…». Из его речи видно, что Кемель Токаев не прожигал свою жизнь в погоне за богатством, за властью, за величием. Его смыслом жизни были другие ценности: служение Родине и народу. Для него это были не просто высокопарные слова, это была сама жизнь.
Мое первое, я бы сказал, соприкосновение с творчеством Кемеля Токаева также произошло в школе, благодаря учителям, работающим в ней.
На уроках нам читали отрывки из произведений писателя. Конечно, если быть откровенным, я не все понимал из прочитанного. Со временем я перечитал самостоятельно все его книги. Будучи ребенком, в моем сердечке отложилось то, с какой любовью он писал о героях своих произведений, с какой нежностью и болью проникнуты эпизоды, рассказывающие о каждодневном подвиге людей во время Великой Отечественной войны. Еще со школьной скамьи в моей памяти запечатлелись сцены из повести «Особое поручение»: как хрупкая девушка, рискуя своей жизнью, спасает из застенков гестапо военнопленных; мать прикрывает своего ребенка от пули; несколько партизан, зная, что идут на верную смерть, не задумываясь, спешат на помощь товарищу, который попал в руки полицаев.
Как было отмечено мной выше, я многое тогда не понимал. Но те чувства, которые испытывал автор и которыми проникнута вся его повесть, переполняли мою детскую грудь болью и переживаниями за тех, кто воевал. Я представлял своего дедушку, которого никогда не видел, но о котором неоднократно слышал: восемнадцатилетний юноша, ушедший на фронт, так и не вернувшийся домой, похороненный в братской могиле где-то в далекой Латвии. Я думаю, что произведения Кемеля Токаева, особенно о войне, близки читателям всех возрастов, потому что память о тех, кто не вернулся из боя, живет в сердцах людей. Наши бабушки и дедушки, наши родители, сохранившие чувство благодарности тем, кто ценою своей жизни подарил нам возможность жить, любить, каждый день просыпаться под ясным небом, передали и нам, мальчишкам и девчонкам, эту вечную память и благодарность, которую и мы должны трепетно хранить и оберегать от забвения. Кемель Токаев – участник Великой Отечественной войны; наряду с другими, с оружием в руках отстоявший свободу и независимость нашей Родины; в дальнейшем посвятивший свою жизнь сохранению памяти через свое творчество. В этом, на мой взгляд, одна из несомненных заслуг Кемеля Токаева.
Со временем я увлекся творчеством Кемеля Токаева. Мне стало не просто интересно читать его повести, рассказы, но и исследовать их на предмет выявления характерных особенностей. Ведь каждый автор имеет свой неповторимый, только ему присущий почерк, который выделяет его из писательской среды, а произведения делает узнаваемыми из всего литературного многообразия. Вот, что я для себя отметил; спешу добавить, не являясь литературоведом, я не уверен, что со мной все согласятся. Честно, я и не настаиваю на этом. Мне важно поделиться своими наблюдениями и выводами по творчеству Кемеля Токаева, внести вклад, пусть и небольшой, в дело сохранения памяти о нем.
Начну, пожалуй, с того, что в структуре композиции в произведениях Кемеля Токаева отсутствует экспозиция. Все они начинаются с яркого вхождения в повествование, с завязки. Так, повесть «Ночной выстрел» начинается с неожиданной встречи лесника с незнакомцем в лесу, последовавший за тем выстрел. Выстрел в лесника или в незнакомца? Вот здесь возникает сразу же интрига. В другой повести «Убийство перед закатом» в кабинет к начальнику уголовного розыска приходит странного вида человек с заявлением о том, что у него пропала жена. Куда она делась? Что с ней произошло? И почему так странно ведет себя этот человек? Вопросы, которые приходят в голову при прочтении первых строк произведения и на которые обязательно хочется получить ответ. Завязкой повести «Меченое золото» и ее же началом служит эпизод о том, как старший лейтенант размышляет о деле, над которым сейчас работает весь отдел Комитета госбезопасности: недавно к ним мужчина принес слиток золота, на котором виднелись какие-то знаки, напоминающие китайские иероглифы. Но не только сам факт существования этого слитка интересен, а то, как он появился у посетителя. Здесь у меня после прочтения начала повести возникла своя версия, и мне так хотелось, чтобы она была верной. Как можно заметить, произведения Кемеля Токаева с первых строк сразу же завораживают, интригуют, вовлекают читателя в мыслительный процесс, приглашая вместе с героями распутать клубок всех противоречий, интриг, загадок. Как для меня, такое начало – это просто находка для тех, которые не любят длинные вступительные главы, и теряют интерес к прочтению книги, как только она попадет к ним в руки.
Помимо этого, произведения Кемеля Токаева, на мой взгляд, имеют следующие сюжетно-композиционные особенности: однолинейный сюжет, в основе лежит один конфликт; идет разбивка сюжета на главы, присутствует причинно-следственная связь между эпизодами. Автор использует прием композиционного «разрыва» событий: обрывает повествование на самом интересном месте в конце главы, а новая начинается с рассказа о другом событии. Как следствие этого: элемент интриги присутствует на протяжении всего произведения. Само действие происходит напряженно и стремительно: здесь и убийство, и погоня, и расследование. Как видим, перед нами неоспоримый факт: все это признаки детективно-приключенческого жанра, жанра, которого не было в казахской литературе до Кемеля Токаева. Именно он является основоположником детективно-приключенческого жанра в казахской литературе. В отличие от произведений, написанных в этом жанре в зарубежной литературе, Кемель Токаев внес свои особенности, которые не испортили, а только улучшили впечатление читателя от книг. Так, в произведениях писателя развязка несет огромную содержательную нагрузку. В ней Кемель Токаев ненавязчиво доносит до читателей мысль, которая важна самому автору и с которой он хотел бы поделиться. Процитирую заключительные строки из повести «Особое поручение»: «Сейчас они поседели, на лицах появились глубокие морщины. Но никто из них не жалеет о прошлом, а, наоборот, гордится им. Ведь им выпало счастье сражаться за свою Родину, за счастье будущих поколений, за нашу сегодняшнюю прекрасную жизнь. Они спасли мир от фашистской чумы». Устами генерала в повести «Меченое золото» автор выразил слова благодарности сотрудникам Комитета госбезопасности республики и «…призвал строго охранять границу Советского государства, без промедлений пресекать подрывную деятельность контрабандистов и валютчиков, злостно нарушающих правила о валютных операциях…». Повесть «Таинственный след» заканчивается похоронами сержанта Маляра. При этом писатель заостряет внимание читателей на словах «с почетом похоронили сержанта Маляра, мужественного, верного Родине воина». Вот истинная ценность для Кемеля Токаева: мужественно и верно служить Родине.
На мой взгляд, мастерством Кемеля Токаева как писателя является то, что он умело в своих произведениях соединял художественный вымысел с исторической действительностью. Это соединение придает произведениям, вышедшим из-под его пера, особую привлекательность и неповторимость.Как же ему удавалось увязывать между собой вымысел и реальные события? На этот вопрос ответил Касым Кайсенов, Народный герой Республики Казахстан, советский и казахстанский писатель, ветеран Великой Отечественной войны, в статье «Гражданин с большим сердцем»: «В ту поездку Кемель повидал места, где мы воевали, тюрьмы, где томились местные жители, загнанные туда захватчиками и освобожденные позже нами; концентрационные лагеря, где пленные проходили через адские страдания. Ночи напролет беседуя с партизанами, он собирал материал.
Он был настолько скрупулезен в этом, что даже сравнивал рассказанное мною с сообщениями моих однополчан и проводил параллели». Как видим, писатель тщательно собирал материал для своих будущих книг: посещал места событий, встречался с людьми, часто бывал в архивах, изучал документы, а потом, всю информацию систематизировав, придавал ей художественную завершенность. Немаловажным моментом является то, что в произведениях все имена людей, названия сел и городов даны без изменения: он считал, что память об этих людях должна сохраниться, хотя бы через их имена в его книгах. Не стало исключением, и имя Касыма Кайсенова в повести «Особое поручение: в первом издании он предстал перед читателями под псевдонимом Кали Утегенов, в последующем издании – под настоящим именем.
Кемель Токаев в произведениях умело сочетал историческую действительность и художественный вымысел, используя при этом различные приемы. Так, в своей повести «Ночной выстрел» он поместил легенду: « В этом вот мавзолее покоится Джольбарс-ата. Он считается святым для всех Джалаиров. В джутовый год, когда народ обнищал и страдал от голода, умер он во время кочевки. Перед смертью он сказал своему народу, чтобы его тело погрузили на черного верблюда и отпустили повод. Пусть они остановятся там, куда приведет их черный нар. Там и будет спасение. Верблюд шел целый день, пока не достиг этого холма. В то время здесь властвовали пески и такыры. Аксакалы собрались на совет, недоумевая, как можно здесь жить целому народу? Но наутро люди увидели, что здесь появилось озеро удивительно чистой воды. Обессиленные жаждой и голодом, люди бросились к озеру, вознося благодарения аллаху и святому Джольбарсу».
В своих произведениях Кемель Токаев писал о реальных событиях, реальных людях, реальных местностях. Так, в повести «Меченое золото» упоминается перевал Алтынэмель, проходящий по территории одноименного государственного национального парка. В повести «Случай в Саркобане» описываются ковыльные степи, прилегающие к Караталу. Его произведения заставили меня взяться за географическую карту, изучать историю и географию местностей, описанных в повестях и рассказах. Мне было интересно получать дополнительную информацию. Так, прочитав в романе «Последний удар» следующие строки: «В то время я занимал пост начальника уездной милиции…Первой задачей, данной мне, было познакомиться с атаманом белых, находящихся в пределах Илийского округа Китайской республики, Дутовым, постараться заслужить его доверие и узнать в точных числах количество белых, находившихся там. Из рапорта К.Чанышева Верненскому реввоенсовету», я с большим азартом стал искать все о К.Чанышеве, о Дутове, а также об истории Илийского округа Китайской республики, о городе Верном. Узнал для себя много занимательного и пополнил свой багаж знаний. Лично для меня, произведения Кемеля Токаева – это кладезь знаний, источник мотивации для поиска сведений об исторических деятелях, о событиях, о местностях.
Остановлюсь, пожалуй, еще на одной особенности творчества Кемеля Токаева: героями его произведений были простые люди. Не генералы, не маршалы, обычные парни и девушки, из простых семей, простых профессий. Эти скромные люди не ждали для себя наград, не требовали почестей и привилегий; они делали свое дело, делали его с любовью и добросовестно, по-другому они не могли: «Бывший командир отряда Константин Спижевой — директор средней школы, а его брат Григорий — художник. Шпиталь руководит колхозом. Гром заведует мельницей. Бывший партизан Яковец учительствует в переяславской школе рабочей молодежи. А у партизана Василия Горбенко, пожалуй, самая важная и романтичная профессия. Он зажигает на Днепре маяки и указывает путь кораблям. Даже в темную ночь ярко горят огни, возвещая, что путь свободен и безопасен», из повести «Особое поручение».
Хочу процитировать Бестужева-Марлинского: «Истинное мужество немногоречиво: ему так мало стоит показать себя, что самое геройство оно считает за долг, не за подвиг». Таковыми являются герои произведений Кемеля Токаева, простые обычные люди, выполняющие ежедневно свою работу на совесть. Именно они творят историю; своим трудом, своими руками лепят историю страны.
И еще, Ницше однажды сказал: «Геройство — это делать то, что любишь, и не говорить об этом высокопарных слов». Таким человеком был Кемель Токаев; такими простыми обычными людьми, любящими, ненавидящими, жертвующими собой, были герои его произведений.
Подводя итог вышеизложенному, отмечу, что Кемель Токаев – неординарная личность с многогранным талантом. Его творчество уникально и незабываемо, пронизано человеколюбием. Кемель Токаев будет жить вечно в памяти людской.