Кемель Токаев (1923–1986) – журналист и писатель, родился в Каратальском районе Талды-Курганской области. Участник Великой Отечественной войны, награжденный двумя орденами Великой Отечественной войны I и II степени, несколькими боевыми медалями, член КПСС с 1944 года. В конце войны гвардии сержант был тяжело ранен и находился на лечении в Омском эвакуационном госпитале.
После войны, получив высшее образование в КазГУ имени С.М. Кирова (1948), он начал свою журналистскую деятельность в Жамбылской областной газете «Сталиндік жол» (ныне «Aq jol»), затем в течение двадцати лет проработал литературным сотрудником в редакциях республиканских газет «Лениншіл жас», «Қазақстан пионері», «Социалистік Қазақстан» и более десяти лет (с 1966 по 1977 гг.) на ответственной службе – главным редактором «Ведомостей Верховного Совета Казахской ССР», позже работал литературным консультантом Союза писателей Казахстана (1980–1984).
Параллельно с кропотливой журналистской деятельностью стал заниматься творческой работой – писать книги в жанре детективно-приключенческой литературы. В 50-70-е годы и молодые, и пожилые увлекались советской детективной литературой, связанной с работой военной разведки и уголовного розыска (МУР и ЛУР – соответственно московского и ленинградского уголовных розысков). Зачитывались романами и повестями таких авторов, как А. Адамов, Ю. Дольд-Михайлик, Ю.Семенов, Ю. Лазутин и др. Народ верил милиции, как писал В. Маяковский, «моя милиция меня бережет». Я часто вспоминаю одного русского милиционера, который рано утром шел по пустынной улице Кирова в Алма-Ате по центру дороги. Было это в 60-х годах. Навстречу от агентства аэрофлота, куда довез несколько пассажиров автобус из аэропорта, пешком шла я (автобусы городские еще не ходили), школьница из далекого аула с небольшим потертым чемоданом. Прошел дождь, было свежо. Он шел с палочкой в руке, одетый в дождевик с капюшоном. Проходя мимо, взял под козырек, отдавая честь, и тепло сказал: «Добро пожаловать в наш город!» Рядовой милиционер представил нашу столицу и свой город гостеприимным символом Казахстана. Надо было пройти полгорода, а страха не было, что кто-то нападет…
Молодая казахская профессиональная литература произведений подобного направления не имела. Кемеля Токаева по праву считают основоположником детективного жанра в казахской литературе. Бывший фронтовик и журналист, обладающий наблюдательностью и аналитическим умом, с уважением относился к нелегкому труду сотрудников органов госбезопасности и сыщиков. Послевоенное время было нелегким – надо было поднимать страну из руин, не дремали бывшие белогвардейцы и басмачи, на фоне дефицита продуктов и товаров расплодились уголовные элементы – бандиты, торгаши-спекулянты и валютчики. Бороться против них, а тем более искоренять их было трудно, в органах не хватало квалифицированных специалистов, часто принимали бывших фронтовиков, активных комсомольцев и коммунистов, которые были преданы идеалам и принципам советского государства. По произведениям, посвященным труду чекистов и милицейских сотрудников, можно изучить историю страны со всеми противоречивыми процессами, психологию уголовных элементов и тонкости расследований. Эти явления можно проследить и в творчестве писателя Кемеля Токаева.
Он неоднократно участвовал в различных творческих конкурсах по созданию произведений, объявленных Министерством внутренних дел республики и Союзом писателей, и удостаивался первых премий (1956, 1972, 1977, 1980 гг.). Работая в жанре детективно-приключенческой литературы, он изучал архивные данные, связанные с деятельностью чекистов, милиции на территории республики за период ее существования, с громкими расследованиями, собирая сведения из воспоминаний ветеранов госбезопасности и органов внутренних дел. Это и эпизоды периода гражданской войны, борьба с белогвардейцами и басмачеством, бандами и вредителями в казахской степи. Выезжал в командировки в другие области для сбора информационных материалов для будущих книг. Так случилось, когда он поехал в 1979–1980 годах в Мангистаускую область для сбора материалов о 28-ми чекистах, погибших в бою с белогвардейцами в 1917–1918 годах.
Кемель Токаев создавал литературные произведения, в которых запечатлел преданных делу народа людей, стоящих на страже мирной жизни.
Издал девять сборников повестей и рассказов: «Звездный поход» (1954), «Зимняя ласточка» (1955), «Поток» (1958), «Думы о будущем» (1965), «Особое поручение» (1968), «Ночной выстрел» (1972-каз., 1976-рус.), «Случай в Саргабане» (1975), «Неясные следы» и др. Его отдельные рассказы и повести включались в коллективные сборники произведений, посвященных чекистам, например, повесть «Меченое золото» в книге «Не жалея жизни» (1977). Написал романы «Последний удар» (1981), «Гибель солдата» («Солдат соғысқа кетті», 1983), «Птица без гнезда»/«Птица покидает гнездо» (1983), три пьесы: «Кто преступник?», «Красный космиссар» и «Волшебные секреты».
В моей библиотеке военной и детективно-приключенческой литературы, заложенной моим отцом, фронтовым комиссаром и партийным работником, имеются пять повестей Кемеля Токаева, опубликованных в двух книгах: «Таинственный след» (1976) и «Не жалея жизни» (1977). Недавно решила перечитать их – повести «Ночной выстрел», «Меченое золото», «Убийство перед закатом», «Особое поручение», «Таинственный след».
Повесть «Меченое золото» – о событиях, произошедших в сравнительно небольшой Алма-Ате 60-х годов прошлого столетия. Случайная ошибка неизвестного лица размотала огромный клубок криминально-уголовных историй и происшествий в республике и в соседнем Китае, начиная с дореволюционных времен по 1962 год, который успешно расследовали и раскрыли сотрудники госбезопасности и милиции. Они разоблачили банду преступников, занимавшихся контрабандой золота, драгоценными камнями, сайгачьими рогами, выявили среди них людей, совершивших ранее громкие убийства, направленные против Советской власти, и скрывшихся за рубежом.
Повесть читается увлекательно, стиль изложения легкий, без громоздких тяжеловесных фраз. Складывалось впечатление, что я сама участвую в этом расследовании и являюсь свидетелем всего произошедшего. Потеплело на душе от названий знакомых улиц и мест столицы – Виноградова, Пастера, Подгорная, Калинина, Панфилова, Кирова, Сибирская, ТЮЗ, река Алматинка, роща Баума, Никольский базар, Тастак, река Весновка и др. Отдельные эпизоды происходили в центре – оперный театр, Тюз (драмтеатр и кинотеатр) и др. В те описываемые времена участок от улицы Фурманова по Калинина (ныне Кабанбай батыра) до Коммунистического проспекта (ныне Абылай хана) считался алма-атинским Бродвеем, где вечерами прогуливалась столичная элита, – недалеко проживали ученые, писатели, актеры, художники.
Любое произведение украшают мудрые высказывания, цитаты, поучительные выводы, которые умные читатели берут на вооружение, они заставляют задуматься, иногда пересмотреть свое отношение к тому или иному явлению. Есть они и у писателя К. Токаева: «Мы должны верить в честность людей. И в то же время не забывать, что наша профессия – это в первую очередь бдительность» (слова подполковника Бессонова), «Проявлять чувства – непозволительная роскошь для настоящего делового человека…», «ЧК, когда захочет, всё найдет, что надо», «Оказывается, в руках у вас библия, а за пазухой – камень», – такими словами обличает женщина «человека почтенного, почитающего бога», но занимающегося грабежом и провокационной деятельностью, и другие.
В повести «Ночной выстрел» вызывают чувства гордости такие высказывания о Казахстане и нравах народа, как: «Но Казахстан так велик…! Как говорит поэт: «Пять Франций без Лувров, Монмартров…» (О. Сулейменов.–прим. авт.)», «Казахи любят детей. Не считаются с тем, свой ли, чужой ли, не делают различия», «…Мы еще не разучились гостей принимать. Это еще от предков перешло, не к лицу нам нарушать священный обычай гостеприимства. Казахи еще не разорялись от того, что привечали гостя», «Хороший человек никогда чужим не бывает» и др.
Немало оригинального юмора вкладывает писатель в уста и мысли своих персонажей: «Людей с толстыми кошельками он уважал больше, чем бога, ибо вряд ли у бога был сейф с валютой», «Я не верю, что бог вездесущ, а вот в то, что вездесущ автоинспектор, я твердо верю», «Ведь у пьяниц есть такая черта – дружков заводить» и др.
Данная повесть описывает операцию по обнаружению и выявлению специально подготовленного агента зарубежных спецслужб для сбора информации о секретном оружии в запретной военной зоне на территории Казахстана.
В его произведениях часто встречается описание состояния природы, безмятежность и спокойствие которой как бы вступает в диссонанс с тревожными и трагическими событиями, происходящими в разное время и в разных уголках страны.
Современники, знавшие писателя, признавали, что Кемель Токаев – неординарная личность своего времени. Справедливость и доброта – девиз его произведений. Писатель и журналист Владислав Владимиров, бывший помощник Динмухаммеда Кунаева, в статье «По уставу быть самим собой», опубликованной в журнале «Нива» (№9, 2010г.) писал: «…Увлекательная повесть «Выстрел на закате» замечательного писателя-фронтовика, основателя детективного жанра в казахской литературе Кемеля Токаева».
Сын писателя Касым-Жомарт Токаев – дипломат, государственный деятель, ныне глава страны, написал воспоминания об отце и, в частности, высказал мнение: «В большой литературе Кемель Токаев сказал свое Слово. Будучи его сыном, я очень удовлетворен тем, что его Слово было искренним, правдивым и честным. По-другому быть и не могло, потому что сам Кемель Токаев был именно таким человеком: искренним, честным и гордым. Уверен, что таким он останется в памяти многочисленных поклонников его художественного творчества и современников».
Писать детективы – не каждому писателю дано. Есть свои законы в данном жанре – подача материала с неизвестной «начинкой», запутанность в изложении, но логика действий и рассуждений и др. Этими секретами детективного жанра прекрасно владел Кемель Токаев. В своих произведениях отразил сложную и трудную работу тех, кто избрал своей профессией – защиту Родины от диверсантов и криминальных элементов. Он, по сути, стал летописцем органов внутренних дел и госбезопасности в Казахстане.
Фатима Оразбекова,
педагог-ветеран,
член Союза журналистов
Источник: https://pkzsk.info/kemel-tokaev-osnovatel-detektivnogo-zhanra/